Изменения в законодательстве о принудительном исполнении

13 мая 2017 года вступает в силу Закон «О судебных исполнителях», а 16 мая 2017 г. — Закон «Об исполнительном производстве».

В данных законах раскрыты основные термины, сфера деятельности, задачи, принципы работы исполнительного производства, полномочия судебных исполнителей, отражен перечень исполнительных документов и предъявляемых к ним требований.

К основным новеллам законодательства можно отнести:

1. Сторонам исполнительного производства вменяется в обязанность предоставлять судебному исполнителю информацию о полном либо частичном исполнении исполнительного документа, об изменениях своего местонахождения (жительства), являться по вызову судебного исполнителя, если это требуется для процедуры принудительного исполнения, также должник обязан предоставлять сведения об имуществе и денежных средствах. Данное нововведение необходимо для того, чтобы избежать необоснованных жалоб на действия судебных исполнителей с целью затягивания процесса исполнения.

2. Право взыскателя предъявлять исполнительный документ по месту получения дохода должника.

3. Судебные исполнители наделяются полномочиями выносить:

— постановления, являющиеся исполнительными документами, которые могут предъявляться в банки и иные организации для принудительного исполнения;

— постановления о приводе и объявлении в розыск через органы внутренних дел;

— постановления о задержании и принудительной отбуксировке транспортного средства должника.

Также судебным исполнителям предоставлено право получать информацию, которая содержит банковскую и иную охраняемую законом тайну, с использованием информационных технологий.

4. За судом закреплены следующие полномочия в качестве исключительных мер в отношении должника:

— ограничение выезда из Республики Беларусь (в том числе и для руководителей юридического лица);

— ограничения права управления механическими транспортными средствами, моторными, маломерными судами;

— ограничения в посещении игорных заведений.

5. В Закон введено понятие экономической нецелесообразности реализации имущества. Судебный исполнитель будет обязан предложить взыскателю принять имущество в счет погашения задолженности без проведения процедуры его реализации, если затраты на оценку и реализацию такого имущества превышают его стоимость. В случае отказа взыскателя — с имущества снимается арест и на него обращение взыскания не производится.

6. Предусмотрено обязательное проведение независимой оценки при реализации определенных видов имущества, среди которого, например, недвижимость.

7. Предполагается реализация отдельных видов имущества с торгов (в том числе электронных).

8. Изменен единый порядок и очередность распределения денежных средств между взыскателями. В первую очередь средства будут пропорционально распределяться в отношении социально значимых взысканий (алиментные обязательства, расходы на содержание детей, затраченные государством).

9. Предусмотрена возможность использования электронного документооборота в исполнительном производстве, а также будет также создан банк данных исполнительных производств.

В целом, рассматриваемые изменения подразумевают внедрение информационных технологий в исполнительное производство, более детальную регламентацию деятельности как исполнительных органов, так и суда, исключение коррупции в работе судебных исполнителей, более прозрачную деятельность исполнительных органов, что приведет к эффективной работе судебных исполнителей и оперативному взысканию задолженности.