Лояльность к ошибкам государственной регистрации

На сегодняшний день в Республике Беларусь действует заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. Данный принцип означает, что при регистрации юридического лица проверка поданных документов не проводится, что делает сам процесс регистрации довольно быстрым.

Однако обратной стороной заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования является высокий уровень ответственности за предоставление для государственной регистрации недостоверных сведений.

Так, в соответствии с действующим законодательством при выявлении факта предоставления недостоверных сведений при регистрации субъекта хозяйствования, такая регистрация может быть признана недействительной. Последствиями признания регистрации недействительной являются ликвидация субъекта хозяйствования и взыскание в доход государства всех средств, заработанных за период работы субъекта хозяйствования.

На эту проблему давно обращено внимание государственных органов. Так, в данный момент на рассмотрении государственных органов находится проект Декрета Президента, который предусматривает более лояльное отношение к субъектам хозяйствования, которые по тем или иным причинам указали неверные сведения при государственной регистрации.

Данным Декретом планируется ряд нововведений, которые существенно изменят действующую систему ответственности субъектов хозяйствования за предоставление недостоверных сведений при государственной регистрации. Рассмотрим основные из них:

1. Оценка существенности нарушений

Данным Декретом планируется введение оценки существенности нарушений при рассмотрении иска о признании регистрации субъекта хозяйствования недействительной. Оценка обстоятельств, при которых допущено нарушение является несомненным плюсом. Так, суд сможет объективно оценить условия и причины допущения нарушений и определить, был ли причинен допущенными нарушениями ущерб имущественным интересам.

2. Установление сроков давности

Рассматриваемый проект Декрета предполагает установление срока давности по искам о признании регистрации недействительной. Планируется установление срока в 3 года. Безусловно, 3 года – срок довольно значительный, однако появление временных рамок уже станет огромным прорывом в сфере принудительной ликвидации.

3. Наличие прямого умысла учредителей

Еще одним несомненным достоинством данного Декрета является введение такого условия наступления негативных последствий как наличие прямого умысла учредителей при предоставлении ложных сведений в процессе государственной регистрации субъекта хозяйствования.

Подводя итог, хочется отметить, что рассматриваемые изменения вполне могут стать еще одним шагом к «стабильному» бизнесу в Республике Беларусь.