Изменения в процедуре исполнительного производства

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

С 15.07.2021 вступают в силу изменения законодательства, касающиеся вопросов  исполнительного производства. Мы не понаслышке знаем, что вопросы исполнительного производства волнуют многих, ведь с проблемой неплатежей и необходимостью обращения за принудительным взысканием к судебному исполнителю хотя бы раз сталкивался каждый предприниматель. Итак, какие изменения готовит новый закон.

УПРАЗДНЕНА ОБЯЗАННОСТЬ ВЗЫСКАТЕЛЯ НАПРАВЛЯТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ В БАНК

Новая редакция статьи 41 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) предоставит Взыскателю право выбора: направлять платежное требование, оформленное на основании исполнительного документа, в банк либо сразу судебному исполнителю для возбуждения производства.

Денежные средства будут взыскиваться с Должника через ОАИС ИДО.

Напомним, подход законодателя в указанной сфере меняется уже второй раз.
Сначала необходимости «выставлять» платежное требование в банк не было, и взыскатель мог сразу обращаться к судебному исполнителю. Затем, чтобы снизить нагрузку на судебных исполнителей, было введено правило об обязательном направлении исполнительного документа в банк до возбуждения исполнительного производства. Предполагалось, что это позволит еще до обращения к исполнителю «отсечь» долги, которые взыскатель может взыскать самостоятельно.  И вот, с 15.07.2021 года подход снова меняется. Теперь выставлять требования будет уже не обязательно.

ИЗМЕНЕНИЕ В ОЧЕРЕДНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ВЗЫСКАТЕЛЕЙ

Изменения не коснутся первой очереди. Туда по-прежнему включены взыскание алиментов, расходы государства по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью.

Вторая очередь будет включать в себя:

– требования о взыскании заработка, вытекающие из трудовых и гражданско‑правовых отношений;

– требования о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением.

Государственное социальное страхование теперь будет относиться к третьей очереди.

В четвертую очередь войдут требования о взыскании:

– сумм, обеспеченных залогом. При этом эти требования будут удовлетворяться наряду с требованиями о взыскании сумм в республиканский и местные бюджеты;

– сумм в случае потери кормильца;

– страховых выплат по обязательному страхованию;

– выплат по государственному социальному страхованию граждан;

– по требованиям о выплате авторского вознаграждения;

– моральный вред.

Пятая очередь будет содержать требования о взыскании денежных средств в счет погашения задолженности по кредитам и процентам по ним под гарантии Правительства или исполкомов.

Кроме того сюда будут включены требования о взыскании по активам, приобретенным ОАО «Банк развития Республики Беларусь» у банков Республики Беларусь и по кредитам, предоставленным этим открытым акционерным обществом на финансирование государственных программ.

На заметку: в первой и второй очередях деньги между взыскателями распределяются пропорционально.

В шестую очередь будут удовлетворяться все иные требования.

В случае, если денежных средств будет не достаточно для взыскателей одной очереди (с третьей по шестую), то погашение долга будет производиться по тому исполнительному производству, которое было возбуждено раньше.

ЗАМЕНА СТОРОНЫ ПРИ ПРАВОПРЕЕМСТВЕ

Судебный исполнитель будет вправе произвести замену должника или взыскателя в случае реорганизации, перевода долга, уступки права требования, смерти одного из указанных лиц.

При этом такая замена будет возможна лишь при условии отсутствия подведомственного суду спора о праве относительно факта правопреемства и круга лиц, являющихся правопреемниками.

Основания для правопреемства – письменное заявление стороны либо собственная инициатива судебного исполнителя.

До вступления изменений в законную силу правопреемство возможно и в том случае, если Взыскатель против замены стороны.

Статья 225 Закона будет дополнена положением, согласно которому в случае замены выбывшей стороны на несколько лиц на основании представления судебного исполнителя и постановления о замене стороны исполнительного производства суд выдаст необходимое количество экземпляров исполнительных документов.

В случае, когда вместо одного взыскателя в производство вступят несколько лиц, взысканные денежные средства будут распределяться между ними пропорционально.

МИРОВОЕ ИЛИ МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СБОРА

В случае заключения сторонами мирового или медиативного соглашения подлежащий уплате принудительный сбор уменьшится на 50%.

В новой редакции Закона также уточняется, что принудительный сбор по имущественным требованиям – это денежные средства, взысканные (исполненные) с должника в пользу взыскателя.

Вместе с тем установлен минимальный размер принудительного сбора, составляющий сумму в 0,5 базовой величины.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО УДЕРЖАНИЮ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

В настоящее время действует редакция Закона, согласно которой удержания из заработной платы по исправительным работам не ограничены и наниматель вправе удерживать денежные средства даже в том случае, когда работнику приходится к выдаче менее 50% заработка.

Новая редакция закона упраздняет данную норму и обязывает сохранять за работником не менее 50% заработной платы независимо от количества исполнительных документов.

Это же правило коснется и ситуации о взыскании с работника ущерба, причиненного преступлением, причинения морального вреда и вреда жизни и здоровью в связи с совершением преступления.

Действующее законодательство устанавливает размер удержания до 70% заработной платы.