13 мая 2017 года вступает в силу Закон «О судебных исполнителях», а 16 мая 2017 г. – Закон «Об исполнительном производстве».
В данных законах раскрыты основные термины, сфера деятельности, задачи, принципы работы исполнительного производства, полномочия судебных исполнителей, отражен перечень исполнительных документов и предъявляемых к ним требований.
К основным новеллам законодательства можно отнести:
1. Сторонам исполнительного производства вменяется в обязанность предоставлять судебному исполнителю информацию о полном либо частичном исполнении исполнительного документа, об изменениях своего местонахождения (жительства), являться по вызову судебного исполнителя, если это требуется для процедуры принудительного исполнения, также должник обязан предоставлять сведения об имуществе и денежных средствах. Данное нововведение необходимо для того, чтобы избежать необоснованных жалоб на действия судебных исполнителей с целью затягивания процесса исполнения.
2. Право взыскателя предъявлять исполнительный документ по месту получения дохода должника.
3. Судебные исполнители наделяются полномочиями выносить:
– постановления, являющиеся исполнительными документами, которые могут предъявляться в банки и иные организации для принудительного исполнения;
– постановления о приводе и объявлении в розыск через органы внутренних дел;
– постановления о задержании и принудительной отбуксировке транспортного средства должника.
Также судебным исполнителям предоставлено право получать информацию, которая содержит банковскую и иную охраняемую законом тайну, с использованием информационных технологий.
4. За судом закреплены следующие полномочия в качестве исключительных мер в отношении должника:
– ограничение выезда из Республики Беларусь (в том числе и для руководителей юридического лица);
– ограничения права управления механическими транспортными средствами, моторными, маломерными судами;
– ограничения в посещении игорных заведений.
5. В Закон введено понятие экономической нецелесообразности реализации имущества. Судебный исполнитель будет обязан предложить взыскателю принять имущество в счет погашения задолженности без проведения процедуры его реализации, если затраты на оценку и реализацию такого имущества превышают его стоимость. В случае отказа взыскателя – с имущества снимается арест и на него обращение взыскания не производится.
6. Предусмотрено обязательное проведение независимой оценки при реализации определенных видов имущества, среди которого, например, недвижимость.
7. Предполагается реализация отдельных видов имущества с торгов (в том числе электронных).
8. Изменен единый порядок и очередность распределения денежных средств между взыскателями. В первую очередь средства будут пропорционально распределяться в отношении социально значимых взысканий (алиментные обязательства, расходы на содержание детей, затраченные государством).
9. Предусмотрена возможность использования электронного документооборота в исполнительном производстве, а также будет также создан банк данных исполнительных производств.
В целом, рассматриваемые изменения подразумевают внедрение информационных технологий в исполнительное производство, более детальную регламентацию деятельности как исполнительных органов, так и суда, исключение коррупции в работе судебных исполнителей, более прозрачную деятельность исполнительных органов, что приведет к эффективной работе судебных исполнителей и оперативному взысканию задолженности.
В случае если у Вас есть вопросы, обратитесь за юридической помощью адвоката. Мы будем рады Вам помочь.