Новации Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции»

С 15 июля 2016 года вступают в силу изменения и дополнения, внесенные в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».
В настоящей статье мы рассмотрим основные нововведения.

1. Существенной детализации был подвергнут термин «наниматель Республики Беларусь».

Так, права привлечения иностранной рабочей силы лишились нерезиденты Республики Беларусь. При этом данное ограничение не коснулось представительств иностранных организаций, созданных на территории Республики Беларусь.

Таким образом, после вступления в силу настоящих изменений и после окончания срока действия ранее полученных специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, у иностранных нанимателей будет отсутствовать право привлечения иностранной рабочей силы. Однако хотим отметить, что у созданных иностранными компаниями представительств такое право сохраняется.

2. Создание дополнительных условий для привлечения на работу в Республику Беларусь высококвалифицированных рабочих кадров.

Новой редакцией данного акта вводится понятие «высококвалифицированный работник». К данной категории отнесены иностранцы, обладающие высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее пяти лет. Размер заработной платы таких работников должен быть предусмотрен трудовым договором и превышать 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.

Кроме того, при использовании труда более 10 иностранцев, относящихся к категории высококвалифицированных специалистов, предусмотрено освобождение нанимателя Республики Беларусь от обязанности получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Наниматель Республики Беларусь также освобождается от обязанности получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в случае, когда иностранец привлекается в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал в качестве собственника имущества, учредителя, участника.

3. Заключение органов занятости теперь не нужно: в случае если специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью выдается в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя организации, в создании которой он участвовал, то заключение органа по труду, занятости и социальной защите о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельностью не требуется. Ранее для получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью изначально необходимо было обратиться в районный отдел по труду, занятости и социальной защите и разместить сведения о наличии свободных (вакантных) мест в организации, что увеличивало фактический срок получения разрешения на работу, поскольку после подачи сведений о наличии свободных (вакантных) мест необходимо было ожидать от 5 до 15 календарных дней для получения положительного заключения органов занятости.

Иными словами, со вступлением нового законодательства в силу фактический срок получения разрешения на работу для руководителя организации, являющегося собственником имущества (учредителем), уменьшится, и вероятность отказа Управления по гражданству и миграции в выдаче разрешения на работу такому руководителю будет сведена к нулю.

4. Из сферы действия Закона «О внешней трудовой миграции» исключены отдельные категории иностранцев. В частности, действие настоящего Закона не распространяется на иностранцев, которые трудоустраиваются в нашей стране по получаемой специальности в период обучения в учреждении высшего образования Республики Беларусь или получили высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраиваются по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после получения специальности и присвоения квалификации. При приеме на работу данной категории лиц нанимателю нет необходимости получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и специальное разрешение.

5. Дополнен и перечень обязанностей нанимателя Республики Беларусь. Так, наниматель обязан:

получить специальное разрешение в отношении каждого иностранца, с которым предполагается заключение трудового договора;

выдать трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения, полученного в отношении данного трудящегося-иммигранта. Это связано с тем, что внесены изменения в обязанности трудящегося-иммигранта. Ранее такой трудящийся обязан был иметь специальное разрешение, теперь данное положение заменено обязанностью иметь копию специального разрешения.

зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции органов внутренних дел изменения и (или) дополнения, касающиеся отдельных сведений и условий, вносимых в трудовой договор. Ранее регистрации подлежал только трудовой договор.

прекратить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом в случае аннулирования соответствующего специального разрешения. Данное положение вовсе отсутствовало в предыдущей редакции документа.

вернуть в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение пяти рабочих дней со дня прекращения трудового договора с соответствующим трудящимся-иммигрантом; получения уведомления об аннулировании соответствующего специального разрешения, либо истечения срока действия специального разрешения.

6. Произошли изменения в положениях, касающихся отказа в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Так, ранее Законом были предусмотрены основания для отказа в выдаче указанного разрешения. Теперь данные основания разделены на случаи, в которых в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы может быть отказано, и на случаи бесспорного отказа в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Согласно Закону, в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы может быть отказано:

в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;

если иностранцы, привлекаемые для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, являются гражданами (подданными) государств, неблагополучных в миграционном отношении.

В выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы отказывается в случае:

представления нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;

осуждения в Республике Беларусь физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося нанимателем Республики Беларусь, за совершение преступления с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой наниматель Республики Беларусь обращается за выдачей разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, если судимость за данное преступление не снята или не погашена;

невыполнения нанимателем Республики Беларусь требований, установленных настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции;

получения отрицательного заключения о возможности привлечения иностранцев.

7. Положения об аннулировании разрешений на привлечение иностранной рабочей силы также претерпели изменения. В Законе детально регламентируются случаи, в которых данные разрешения могут быть аннулированы и в которых разрешения подлежат обязательному аннулированию.

В целом, изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», вполне могут стать положительными новациями для нашей страны. Так, внесенные изменения создают благоприятные условия для привлечения в Республику Беларусь высококвалифицированных специалистов из числа иностранцев, в которых заинтересована любая страна. Данная редакция документа также направлена на регулирование миграционной ситуации в стране и пресечение допуска огромного количества нелегальных мигрантов на белорусский рынок труда.