Договор франчайзинга

Понятие договора франчайзинга

Договор франчайзинга иными словами называется договором комплексной предпринимательской лицензии. Комплексность лицензии означает передачу комплекта прав на бизнес, позволяющему правообладателю фирмы вести предпринимательскую деятельность под названием марки фирмы-собственника, использовать секреты производства и технологии бизнеса первичного правообладателя.

Следует иметь в виду, что при продаже бизнеса по такому договору, фирма не передается полностью. Франшизу следует отличать от продажи юридического лица, например, закрытого акционерного общества. Особенностями продажи лицензионного комплекса здесь выступает право собственника содействовать ведению покупателем бизнеса, а также возможность ограничения срока соглашения. Фактически собственник ведёт бизнес сам. Следовательно, стороны в период действия договора имеют права и обязанности по отношению друг к другу.

Целью франшизы выступает ведение бизнеса, т.е. участие фирмы в хозяйственном обороте. При франшизе пользователь получает комплекс прав на компанию. Он может участвовать в сделках от имени фирмы, продавать товары и оказывать услуги под приобретенным названием и товарным знаком.

Стороны договора франчайзинга

Чтобы выступить стороной договора франчайзинга (франчайзером) необходимо иметь зарегистрированную компанию – юридическое лицо. У компании должно быть зарегистрированное фирменное наименование. Индивидуальный предприниматель может выступать только стороной, приобретающей права (франчайзи). Граждане, или физические лица, не могут быть сторонами такого соглашения.

Правообладатель обязан на протяжении срока действия договора франчайзинга содействовать пользователю в ведении бизнеса – консультировать, помогать повышать качество товаров, работ или услуг, обучать сотрудников. Франчайзи же несет обязанность соблюдать все предписания первоначального собственника и доносить информацию потребителям товаров о том, что он пользуется бизнесом продавца. Кроме того, пользователь берет на себя обязательство не разглашать тайны ведения бизнеса, в том числе секреты производства, ноу-хау и другие сведения.

В отношении франчайзи действует ограничение, которое заключается в отсутствии права конкурировать с правообладателем. Пользователь обязан согласовывать с франчайзером место размещения точек бизнеса. Интерьер и другие особенности оформления помещений также подлежат обсуждению с правообладателем.

После регистрации контракта франчайзи пользуется правом ведения бизнеса правообладателя от своего имени, а также получения прибыли от такой деятельности. Пользователь в обязательном порядке должен сообщить своим потребителям о том, что товар или услуга предлагается на основании заключенного контракта о франшизе.

Объекты договора франчайзинга

Объект соглашения – это предметы или права, в отношении которых заключается договор. В качестве объектов франшизы могут выступать товар (овеществленная форма объекта), услуга, производственный процесс, процесс ведения бизнеса, а также комплекс этих прав и продуктов. Под процессом производства следует понимать систему управленческих, бухгалтерских действий.

Иначе говоря, объектом договора могут быть секреты производства (ноу-хау), название фирмы, товарный знак, знак обслуживания, тайная информация.

Существенные условия договора франчайзинга

К содержанию соглашения о франшизе предъявляются четкие требования. В нем необходимо наличие всех существенных условий. В качестве таких выступают предмет договора, обязательство франчайзера предоставить комплекс прав за вознаграждение, объем прав и предметов, срок договора. Как видно, указание цены – одно из главных условий соглашения.

Договор франчайзинга возмездный, т.е. передать бизнес бесплатно по этому договору нельзя. Стороны должны договориться о размере и сроках уплаты вознаграждения. Вознаграждение правообладателем пользователю может выплачиваться в форме фиксированных платежей разово или периодически. Вознаграждение можно получать в виде отчислений от выручки или иным способом, о котором стороны должны договориться.

В договоре может быть предусмотрена также территория использования лицензионного комплекса, т.е. указание на то, где франчайзи будет вести бизнес. Такое указание может отсутствовать, это не обязательное условие договора.

Виды договора франчайзинга

Договоры франчайзинга отличаются по видам в зависимости от характера имущества и прав, которые передаются покупателю.

Так, следует отличать:

– промышленную франшизу (в данном случае передаются технологии производства, сырье; это может быть в сфере изготовления мебели, пищевой продукции);

– товарный франчайзинг (передается право продавать товары под товарным знаком франчайзера); такой вид договора пользуется популярностью при продаже автомобильных товаров, одежды, игрушек и т.д.);

– обратный франчайзинг (покупатель получает право пользоваться брендом франчайзера и вести бизнес под этим брендом);

– франчайзинг на обслуживание (при этом продаются оборудование, технологии оказания услуги; например, сеть парикмахерских или химчисток);

– франчайзинг бизнес-формата (при такой франшизе передается весь лицензионный комплекс ведения бизнеса от имени фирмы; этот вид договора используется при передаче объектов общественного питания, образовательных центров).

В случае делового франчайзинга франчайзер может предъявлять требования, например, к интерьеру ресторана, особенностям работников гостиницы и т.д.

Заключение и регистрация договора франчайзинга

Момент заключения договора передачи бизнеса – регистрация соглашения в уполномоченном органе. Для того чтобы осуществилась регистрация договора, в нем необходимо указать предмет соглашения, который включает в себя право на название фирмы и тайную информацию. Обязательно указание объема предоставляемых прав и сфера ведения бизнеса, который передается в соответствии с соглашением. Не будет зарегистрирован договор франшизы без указания цены продажи бизнеса и срок договора. При ведении бизнеса покупатель учитывает срок договора, в связи с окончанием которого право на действия от имени фирмы прекращается.

Орган, который ведет регистрацию, именуется Национальным центром интеллектуальной деятельности. За регистрацию договора необходимо заплатить пошлину. На сегодняшний день размер оплаты в казну составляет 10 базовых величин, причем каждый дополнительный объект будет стоить 3 базовые величины. Обязанность несения издержек по регистрации возлагается на франчайзера.

Регистрация договора франшизы, как и соглашения об уступке исключительных прав, сопровождается подготовкой полного пакета документов. В первую очередь следует написать заявление о регистрации договора. К заявлению должны быть приложены два экземпляра подписанного договора и одна его копия, заверенная у нотариуса. При заверении копии документа у нотариуса обязательна оплата нотариального тарифа.

Для формирования полного комплекта документов на регистрацию необходимо приложить доверенность лица от имени фирмы-собственника. Такая доверенность должна быть также заверена нотариально. Кроме этого, следует предоставить квитанцию об оплате пошлины за регистрацию договора.

Срок регистрации договора франчайзинга составляет один месяц со дня подачи всех документов. В регистрации может быть отказано, если комплекс документов не полный, в случае предоставления документов не уполномоченным лицом или физическим лицом, в иных случаях.

Срок договора франчайзинга

Законодатель устанавливает, что соглашение о передаче прав на бизнес в виде договора франчайзинга может быть заключено на конкретный срок, а может носить бессрочный характер. В большинстве случаев франшиза оформляется на продолжительный срок – приблизительно от трех до пяти лет. Это позволяет сторонам эффективно вести бизнес и получить максимальную прибыль в результате соглашения.

В день окончания срока действия контракта права франчайзи прекращаются и он впредь не может использовать имущество и интеллектуальную собственность франчайзера. Можно расторгнуть договор досрочно, при этом желающая прекратить правоотношения компания обязана письменно предупредить другую сторону за шесть месяцев до истечения срока или ранее.

Законодатель предусматривает, что при изменении правообладателем своего фирменного наименования договор франчайзинга продолжает действовать в отношении нового фирменного наименования правообладателя, если франчайзи не потребует расторжения договора и возмещения убытков.