Претензионная работа

Согласно законодательству Республики Беларусь, направление претензии контрагенту является обязательным этапом при разрешении экономических споров между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Это значит, что без направления претензии экономический суд оставит Ваше исковое заявление без движения либо откажет в принятии заявления о возбуждении приказного производства.

Многие компании, сталкивающиеся с необходимостью ведения претензионной работы, поручают указанную работу непрофильным специалистам, например, бухгалтеру либо специалисту по продажам, считая, что для подготовки претензии должнику не требуется специальных знаний. Вместе с тем, ошибки на стадии подготовки претензии могут значительно затянуть процесс взыскания, и, наоборот, грамотно выстроенная система

Так, наиболее частыми ошибками, допускаемыми на стадии подготовки претензии, которые затем выявляются в суде, являются:

  1. Направление претензии должнику способом, не соответствующим законодательству.Так, зачастую претензии направляют по электронной почте, либо без обратного уведомления, либо на адрес, не являющийся официальным местом нахождения должника (юридическим адресом), например, по месту жительства директора или учредителя. Как результат – подобную претензию нельзя использовать в качестве доказательства соблюдения обязательного досудебного порядка, и приходится направлять новую претензию, теряя еще месяц (согласно законодательству, срок ответа на претензию составляет один месяц).
  2. Отсутствие обязательных реквизитов, которые должны быть в претензии.Данная ошибка встречается очень часто, при этом если на отсутствие некоторых обязательных реквизитов суд, как правило, не обращает внимания, считая претензионный порядок соблюденным, то при отсутствии других – может оставить исковое заявление без движения. Кроме того, претензия, направляемая для последующего обращения в суд, и претензия, направляемая для обращения к нотариусу за совершением исполнительной надписи, несколько отличаются. Поэтому очень важно указать в претензии сведения, которые позволят в будущем выбирать способ взыскания: к нотариусу или в суд, не теряя драгоценного времени на повторную отправку претензии.
  3. Требование в претензии только взыскания основного долга. Очень часто заявители претензии ограничиваются лишь требованием о взыскании основного долга (т.е. собственно долга за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу), и не заявляют требование о взыскании штрафных санкций (неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами). Как результат – при попытке в будущем взыскать в суде неустойку и проценты суд отказывает в принятии заявления о возбуждении приказного производства либо оставляет исковое заявление без рассмотрения. Как результат – кредитор вынужден заново направлять претензию о взыскании пени и процентов.
  4. Несоблюдение срока ответа на претензию. Срок ответа на претензию составляет один месяц с момента ее получения должником, если иной срок не будет указан в договоре. Ошибочным заблуждением многих кредиторов является указание в самой претензии (а не в договоре) сокращенного срока ответа на претензию (например, 7 дней), и дальнейшее обращение в суд по истечении указанного срока. Однако для суда будет иметь значение лишь срок, согласованный сторонами в договоре, а если его нет – установленный законодательством.

Таким образом, юридически грамотное ведение претензионной работы является залогом дальнейшего успешного обращения в суд.

Услуги нашего Адвокатского бюро по вопросам ведения претензионной работы включают:

– правовая экспертиза типовых договоров Клиента и их корректировка для упрощения ведения претензионной работы;

– консультации по вопросам ведения претензионной работы;

– досудебное урегулирование споров;

– составление претензий и ответов на претензии;

– переговоры с контрагентами.

Мы также готовы взять на себя ведение всей претензионно-исковой работы в Вашей организации, включая подготовку и направление претензий должнику по почте, избавив Ваших работников от выполнения непрофильных функций.