Корпоративные конфликты

ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОГО КОНФЛИКТА

Под корпоративным конфликтом подразумевается результат несоблюдения одним субъектом корпоративных отношений интересов другого субъекта корпоративных отношений, что выражается в столкновении таких интересов, которые в последствии могут привезти к одним из таких последствий, как: нарушение устава, внутренних документов и законодательства; предъявления исков; досрочное прекращение полномочий действующих органов управления; существенные изменения в составе акционеров и иное.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЮРИСТ В КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТАХ

Корпоративные конфликты могут возникнуть неожиданно и совершенно по различным причинам (споры внутри организации, конфликты между учредителями, конфликты с другой организацией и др.). Корпоративные конфликты опасны для любого бизнеса и их, конечно, необходимо избегать, однако если конфликтов избежать не получилось, то выходить из них нужно с наименьшими потерями.

Вот именно поэтому для разрешения корпоративных конфликтов требуется участие квалифицированных специалистов – юристов, которые возьмут на себя решение многочисленных задач:

  • Консультации, по вопросам разрешения конфликта;
  • Разработка и подготовка новых учредительных документов, внесение изменений в старые учредительные документы;
  • Участие в подготовке и проведении совета директоров, плановых и внеплановых собраний акционеров;
  • Сопровождение различных сделок;
  • Досудебное урегулирование корпоративных конфликтов;
  • Оценка действий органов управления в соответствии с законодательством;
  • Обжалование решений управляющих органов;
  • Взыскание задолженностей и возвращение долгов организации;
  • Представительство и защита прав акционеров;
  • Другие задачи.

ПРИЧИНЫ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ

Причины возникновения корпоративных конфликтов можно поделить на субъективные и объективные причины.

К основным причинам возникновения корпоративных конфликтов можно отнести:

  • Несовершенство действующего законодательства;
  • Нежелание сторон действовать в соответствии с требованиями норм действующего законодательства;
  • Конфликт интересов между участниками корпоративных отношений;
  • Личное неприязненное отношение участников корпоративных отношений;
  • Конфликт интересов;
  • Неравноправное получение доходов между различными группами участников корпоративных отношений;
  • Злоупотребление корпоративными правами;
  • Недостаток действенных механизмов ответственности лиц, которые выполняют управленческие функции;
  • Отсутствие действенного контроля за состоянием корпоративного управления;
  • Различные подходы к развитию корпорации.

Конечно, настоящий список причин возникновения корпоративных конфликтов не является исчерпывающим, в связи с постоянными изменениями внешней среды, опыта деятельности в области корпоративных отношений.

КТО УЧАСТВУЕТ В КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТАХ

К участникам корпоративных конфликтов можно отнести:

  • контролирующие акционеры;
  • миноритарные акционеры;
  • лица, занимающие должности в органах управления общества корпорации;
  • участники, с одной стороны, и органы управления — с другой;
  • члены одного органа управления;
  • хозяйственное общество как лицо, олицетворяющее общие для всех акционеров (участников) интересы;
  • лица, чьи интересы нарушены самим обществом (кредиторы, работники общества, потребители и т.п.).

ВИДЫ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ

Можно выделить следующие виды корпоративных конфликтов, основанных на объектах корпоративных отношений:

1) прекращение прав собственности на акции;

2) нарушение прав акционеров, удостоверенных акциями;

3) нарушение интересов общества.

С точки зрения субъектов корпоративного конфликта можно выделить:

1)внешние корпоративные конфликты (это конфликты, возникающие между обществом и третьими лицами);

2)внутренние корпоративные конфликты (это конфликты, возникающие между акционерами, между акционерами и органами управления или обществом в целом).

Экономический подход к классификации корпоративных конфликтов, позволяет выделить следующие виды корпоративных конфликтов:

1) нарушение норм законодательства (связаны с неумышленным нарушением норм действующего законодательства органами управления или акционерным обществом);

2) поглощения;

3) конфликты по поводу выплаты дивидендов;

4) конфликты, возникающие с органами управления (чаще всего это конфликты между крупными и мелкими акционерами);

5) конфликты, направленные на подрыв конкурентоспособности организации;

6) корпоративный шантаж как форма злоупотребления правом со стороны владельцев.

МЕДИАЦИЯ В КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТАХ

Корпоративный конфликт, который очень часто перерастает в правовой спор, можно решить и, не доходя до суда. Очень часто поводом для возникновения корпоративного конфликта может стать не нарушение правовых норм, а моральные вопросы, при разрешении которых крайне затруднительно определить кто прав, а кто виноват. Многогранность корпоративных конфликтов заключается в наличии технически сложных вопросах, в большом количестве участников конфликта, возникновении обоюдных нарушений и др. Медиация открывает новые возможности для разрешения корпоративных конфликтов.

Приведем лишь несколько обстоятельств того, что медиация может быть эффективнее обращения в суд при корпоративном конфликте. И так:

  • Конфиденциальность – медиация сохраняет конфиденциальность сути конфликта (спора) и всего процесса его обсуждения и разрешения; и как результат- сохранение репутации компании;
  • Сохранение отношений компании – медиатор не будет выяснять, кто прав или не прав, кто виноват, а даст возможность диалога сторонам, найти такое решение, которое будет оптимальным и выгодным для обеих сторон;
  • Контроль над процессом и решением – при медиации стороны сами решают судьбу своего спора и контролируют весь его процесс;
  • Расширение рамок спора и скорость его рассмотрения- при обращении в суд, решение принимается лишь в рамках заявленных требований и исключительно в правовом поле. Однако за рамками исков остаются многочисленные неразрешенные вопросы, межличностные отношения, которые могут быть разрешены медиатором с юридическими аспектами конфликта. Кроме того, споры в судах рассматриваются месяцами, а иногда и годами, а длительность медиации не может превышать 6 месяцев со дня заключения соглашения о применении медиации;
  • По окончании судебного разбирательства из зала суда стороны, как правило, уходят врагами, а в ходе медиации конфликтующим партнерам удается сохранить партнерские отношения и продолжать сотрудничать.

Статья 2 Закона Республики Беларусь «О медиации» от 12.07.2013 № 58-З устанавливает, что в рамках процедуры медиации могут быть разрешены споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споры, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Медиацию целесообразно использовать при разрешении корпоративных конфликтов если:

  • в основе конфликта находятся личные отношения участников, конфликт носит эмоциональный характер;
  • имеется удачный опыт мирного урегулирования корпоративных конфликтов в прошлом;
  • участники заинтересованы в конфиденциальности, и они пытаются избежать огласки конфликта
  • для достижения своих целей стороны не используют в ходе конфликта сомнительные средства;

По вопросу исполнения медиативного соглашения необходимо отметить, что оно подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Последствия неисполнения медиативного соглашения могут быть установлены сторонами в медиативном соглашении.

При неисполнении в добровольном порядке соглашения стороны вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения.

Как с нами связаться

В случае, если Вы ищете юристов, которым хотите доверить свое дело в области корпоративного права или корпоративных конфликтов, то наши юристы готовы проанализировать перспективы судебного разбирательства, а также профессионально представить Ваши интересы в судах и государственных органах.

Связаться с нами можно по телефону +375293570355 или по email: info@allford.by.

Связаться с нами

0 + 3 = ?