Защита прав при недобросовестной конкуренции

Понятие недобросовестной конкуренции

Фирмы и индивидуальные предприниматели, действующие в рыночных отношениях, должны соблюдать определенные правила. Оптимальной рыночной ситуацией является здоровая конкуренция, в которой все участники хозяйствования действуют добросовестно, не посягая на бизнес, прибыль других субъектов.

Обычно в хозяйственном обороте действуют конкурирующие между собой компании, т.е. фирмы, предлагающие продукцию или услуги одного рода. Целью бизнеса каждой такой компании является привлечение как можно большего количества клиентов-потребителей. Большой поток клиентов увеличивает прибыль, получаемую в ходе ведения бизнеса.

Правила о недобросовестной конкуренции относятся к компаниям, предлагающим однородные товары и услуги. К деятельности этих компаниям в гражданском праве применим принцип презумпции разумности и добросовестности субъектов при осуществлении ими субъективных прав и исполнении обязанностей. Законодатель указывает, что разумность и добросовестность субъектов предполагается. Без опровержения данной презумпции в установленном законом порядке нельзя требовать возложения на субъектов каких-либо неблагоприятных последствий:

– возмещения убытков;

– взыскания неустойки;

– истребования имущества как недобросовестно приобретенного и т.д.

Исходя из вышеуказанного, недобросовестная конкуренция – это действия субъекта хозяйствования, противоречащие актам антимонопольного законодательства или принципам разумности и добросовестности, которые  причиняют или могут причинить убытки конкурентам.

Законодатель запрещает фирмам и индивидуальным предпринимателям конкурировать недобросовестно. От недобросовестной конкуренции негативные последствия претерпевают не только сами компании, но и граждане-потребители. Поэтому ситуация, когда на рынке фирмы конкурируют без соблюдения принципов добросовестности и разумности является нездоровой и порождает вред для экономики.

Виды недобросовестной конкуренции

К недобросовестной конкуренции законодатель относит, в частности, следующие виды незаконных действий конкурента:

– распространение ложных, неточных или скаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

– введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качеств товара;

– некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

– продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ и услуг;

– получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе, коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Конкретные факты совершения субъектами действий, относящихся к недобросовестной конкуренции, влекут ответственность субъекта в форме возмещения ущерба, нанесенного конкуренту или потребителю, пресечение недобросовестной деятельности, признание сделок недействительными и другие действия, восстанавливающие права владельца.

Недобросовестной конкуренцией не может быть бездействие, т.е. в качестве правонарушений могут выступать только активные действия.

Законодатель устанавливает, что запрещаются действия субъектов рыночных отношений, любыми способами способные вызвать смешение товаров, работ или услуг. Смешение вводит в заблуждение потребителей. Любые действия, порочащие репутацию конкурента, а также разглашение недостоверных сведений о его деятельности, продукции и др. также относятся к незаконным.

В качестве примера можно привести на запрет в наименовании фирм или рекламы продуктов использование сравнительных прилагательных, в том числе слов “лучший”, “самый качественный”, “номер один”, “лидер на рынке” и др. Такие наименования нарушают права других компаний, призывая потребителя приобретать товары или пользоваться услугами только фирмы-нарушителя.

Разновидность действий, подпадающих под недобросовестную конкуренцию, включает также незаконное использование исключительных прав конкурента. Право на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, ноу-хау подлежит правовой охране. Компания-нарушитель может, к примеру, продавать товары, указывая бренд другой фирмы. Эти недобросовестные действия, во-первых, причиняют вред покупателям, обманывая их, во-вторых, причиняют убытки фирме-правообладателю, так как потребитель покупает товар, не приобретая вещь конкурента.

Распространение сведений, порочащих деловую репутацию фирмы, также запрещено. Порочащими являются такие сведения, которые умаляют честь и достоинство в общественном мнении или мнении отдельных лиц с точки зрения соблюдения нравственных норм, законодательства, обычаев делового оборота.

К примеру, недобросовестной конкуренцией могут быть действия по распространению необоснованных обвинений в невыполнении профессионального долга, в совершении преступлений, в обмане фирмой потребителей, в указании на некачественные товары, предлагаемые организацией. Недоказанные сведения, порочащие юридическое лицо, признаются ложными, если с достоверностью не установлено иное. Таким образом, действуют правила презумпции добропорядочности.

В данном ключе состоит упомянуть понятие диффамации, которое первоначально действовало в зарубежных государствах – это запрет на разглашение не только ложных, но и действительных сведений, позорящих деловую репутацию юридического лица. Понятие диффамации было введено в белорусское законодательство.

Способы защиты прав при недобросовестной конкуренции

За недобросовестную конкуренцию законодатель устанавливает ответственность, влекущую за собой существенные виды наказания. Так, ответственность может быть административной или уголовной в зависимости от степени тяжести правонарушения.

Действия, посягающие на исключительные права конкурента (незаконное использование марки фирмы, географической территории, объекта промышленной собственности) наказываются административным штрафом от 20 до 50 базовых величин. Это означает, что должностному лицу, виновному в совершении этих действий, придется заплатить штраф в сумме от 540 до 1 350 белорусских рублей. Административный кодекс предусматривает и другой вид наказания – лишение права заниматься определенной деятельностью.

Действия, подпадающие под состав вышеуказанного административного правонарушения, должны носить умышленный характер. Если к совершению действий привела ошибка, неточность, обстоятельства, не зависящие от участников, то административного правонарушения не будет.

Действия, запрещенные антимонопольным законодательством, влекут наложение штрафа. Должностное лицо фирмы может быть подвергнуто наказанию в виде принудительной уплаты суммы от 20 до 100 базовых величин. Индивидуальному предпринимателю придется заплатить от 100 до 200 базовых величин, а сумма штрафа для самого юридического лица не может быть менее 400 базовых величин.

Учитывая размер базовой величины на сегодняшний день, гражданину придется оплатить до 2 700 белорусских рублей, индивидуальному предпринимателю – до 5 400 белорусских рублей. Самой существенной суммой штрафа будет наказана сама компания – до 10 800 белорусских рублей.

Состав преступления в области недобросовестной конкуренции включает четыре вида действий:

– повторное совершение административного правонарушения в сфере незаконной конкуренции (в данном случае субъект уже должен претерпеть административное наказание, и уголовная ответственность наступает, если действия были совершены в течение одного года после наложения административного взыскания);

– распространение сведений, которые порочат деловую репутацию конкурента (эти сведения должны быть ложными, причем нарушитель должен знать о недостоверности этих сведений; такое распространение может быть размещено в средствах массовой информации, рекламных носителях, телевизионной рекламе и др.);

– распространение заведомо ложных сведений в отношении предлагаемого потребителю продукта (объектом здесь выступает информация о составе, количестве и других особенностях товаров; такие действия наносят вред потребителям и участникам хозяйственного оборота);

– сообщение гражданам ложных сведений в отношении продукции, которая может причинить вред здоровью потребителя (это данные о количестве и качестве продукции, в том числе о свойствах, весе, форме, длине, площади и др.).

Наказание за действия в области недобросовестной конкуренции, которые причинили вред здоровью граждан, довольно суровое – санкция статьи устанавливает лишение свободы сроком до трех лет. Дополнительное наказание – это лишение права заниматься таким видом бизнеса или занимать должности, связанные с этой деятельностью. Суд может вынести приговор и без дополнительного наказания.