Регистрация товарного знака

Что такое товарный знак

Для отличия товаров и услуг одного производителя от товаров и услуг другого производителя используются товарные знаки.

Товарный знак представляет собой обозначение, которое отличает товары, работы или услуги от однородных. Иначе говоря, товарный знак это особенный знак, который присущ виду товаров только одного производителя. Он уникален, не должен повторяться и право на его использование принадлежит только лицу, зарегистрировавшему такое право.

Основная роль товарного знака – это позволить потребителю идентифицировать продукт. В качестве примера может служить изображение основателя сети ресторанов KFC, размещаемое на упаковках, вывесках. Товарный знак во многом схож с логотипом, но право на логотип не охраняется, а товарный знак подлежит регистрации и последующей охране.

Знак обслуживания представляет собой обозначение для услуг, позволяющие идентифицировать услуги конкретного производителя. Товарный знак и знак обслуживания объединены законодателем в одну группу.

Существует несколько видов товарных знаков. Так, они могут состоять из слов, предложений, отображать сочетания цветов. Обозначения могут быть представлены в виде изображений животных, явлений природы, любых предметов. Цифры также можно использовать в товарном знаке. Можно включить и объемные обозначения, представленные в трёх измерениях.

После того как товарный знак разработан, следует приступать к его регистрации, т.к. после данной процедуры вступает в силу правовая защита изображения.

Заявка на регистрацию товарного знака в Беларуси

Товарный знак – это объект интеллектуальной собственности, поэтому право на него необходимо зарегистрировать. После регистрации он надежно охраняется по всему миру.

Для того чтобы зарегистрировать товарный знак в Беларуси, необходимо подать заявку в уполномоченный орган. Законодатель разрешает подавать заявку как юридическим, так и физическим лицам. Можно действовать через патентного поверенного.

Патентные поверенные – это лица, которые представляют других лиц по охране прав на объекты промышленной собственности. Патентные поверенные должны пройти необходимую аттестацию, после чего они регистрируются в специальном реестре.

Перед подачей заявки следует тщательно подготовиться: разработать уникальное обозначение, собрать весь пакет документов. Обозначение должно отличаться новизной, т.е. оно не должно быть зарегистрировано ранее. Поэтому необходимо провести исследование рынка подобных продуктов, чтобы товарный знак не был зарегистрирован ранее. В этом случае законодатель применяет правило “сходства до степени смешения”. Это означает, что товарный знак должен быть отличим и не смешиваться с уже существующими.

Число заявок на регистрацию обозначений должно быть эквивалентно их числу – в одной заявке не может содержаться просьба зарегистрировать несколько товарных знаков.

В заявке необходимо заполнить графы, которые содержат вопросы о данных заявителя (имя, адрес места жительства), заявляемом товарном знаке, списке товаров, объединенных в группы в соответствии с Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

Перед подачей заявки следует оплатить пошлину. Вместе с заявкой необходимо предоставить комплект изображений заявляемого обозначения.

Если заявка подаётся на коллективный товарный знак, следует приложить положение о коллективном товарном знаке.

Иногда документы составлены на иностранном языке. В таком случае надо приложить перевести документы у переводчика и обратиться к нотариусу. Нотариус засвидетельствует подлинность подписи переводчика. Таким образом, заявка и другие документы должны быть представлены на русском или белорусском языке.

Международная классификация товаров и услуг

Международная классификация товаров и услуг была разработана в соответствии с Ниццким соглашением 15 июня 1957 года. Это издание, содержащее наименования товаров и услуг, сгруппированных по классам.

Издание включает в себя товары и услуги в алфавитном порядке. К каждому классу есть пояснения. Всего классов 45. Перед тем, как регистрировать товарный знак, необходимо проверить по классификатору, может ли именно это обозначение использоваться в качестве товарного знака.

Есть русскоязычная версия классификатора. Последние изменения в него вносились в 2020 году. Издание находится в открытом доступе. В качестве примеров услуг, содержащихся в издании, можно привести следующие услуги:

– «советы в духовной области»;

– «услуги адвокатские»;

– «услуги по выгулу собак».

Как видно, классификатор содержит услуги, применяемые во всех сферах общественной жизни.

Товары, входящие в издание, в частности, включают:

– «духи» (класс «химические»);

– «афиши, плакаты» (класс «бумага, картон»);

– «змеи бумажные» (класс «игры, игрушки»).

Система регистрации товарных знаков

Система регистрации товарных знаков включает в себя несколько этапов.

После получения заявки патентный орган проводит предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения, а затем выносит решение о регистрации обозначения. Предварительная экспертиза проводится в течение двух месяцев с даты подачи заявки. Срок на регистрацию составляет один месяц. Регистрации предшествует получение квитанции об оплате пошлины.

Регистрация представляет собой процесс, в течение которого в специальный реестр вносятся сведения о регистрации товарного знака, данные о правообладателе.

В течение месяца заявителю выдаётся свидетельство о регистрации товарного знака.

Мадридская система регистрации товарных знаков

Мадридская система регистрации товарных знаков – это регистрация товарных знаков по всему миру, отличающаяся удобством и низким бюджетом функционирования.

Подача одной заявки и оплата одного набора пошлин дает право на охрану в 122 странах. Вместе с тем, действует единая централизованная система. Она позволяет вносить изменения в мировой объем товарных знаков, продлевать срок их действия, а также расширять их территорию действия.

Срок регистрации товарных знаков

Законодательством установлен срок на регистрацию товарных знаков – один месяц. Регистрация обозначений действительна в течение десяти лет. Этот срок может быть продлен. Основанием для продления срока является заявление правообладателя. Через шесть месяцев после окончания срока  зарегистрировать  обозначение  на другое физическое или юридическое лицо. Тогда и комплекс прав на товарный знак перейдёт к другому лицу.

При повторной регистрации необходимо соблюсти все установленные законодательством для первичной регистрации требования – подать заявку, оплатить пошлину и др.

Патентная пошлина

Патентная пошлина – это сумма денежных средств, размер которой установлен законодательством. Заявитель обязан внести патентную пошлину на расчётный счёт регистрирующего органа перед подачей документов. При отсутствии квитанции о её оплате в совершении регистрации будет отказано.

На сегодняшний день размер пошлины за подачу заявки установлен в 3 базовых величины за 3 обозначения, а за каждое последующее сверх трех необходимо оплатить дополнительную пошлину – 0,2 базовые величины. Реквизиты для оплаты пошлины можно найти на официальном сайте регистрирующего органа.

Пошлина за регистрацию товарного знака в Реестре и выдачу свидетельства на сегодняшний день составляет 19 базовых величин. За регистрацию коллективного знака необходимо заплатить 57 базовых величин.

Отказ в регистрации товарного знака

Необходимо чтобы обозначение соответствовало всем требованиям закона, иначе орган вправе отказать в регистрации.

Если товарный знак не отличается от любого другого, представляет собой идентификацию, которая общеизвестна, включает в себя не отличительные термины и символы, даёт ложные представления о товаре, работе или услуге, то заявителю будет отказано в регистрации.

Запрещена также регистрация обозначения исключительно в виде гербов, флагов, эмблем и других государственных символов.

Если обозначение противоречит нормам нравственности, гуманности, оскорбляет чувства человека или определенных групп людей, регистрирующий орган вынесет решение об отказе в регистрации. Например, не зарегистрируют товарный знак, содержащий нецензурную лексику и  оскорбления.

Чем мы можем быть Вам полезны?

Наши адвокаты имеют большой опыт работы в сфере интеллектуальной собственности. Мы представляем интересы наших клиентов по большому перечню вопросов в сфере интеллектуальной собственности, включая вопросы защиты от недобросовестной конкуренции, регистрации товарных знаков, исполнения/заключения/расторжения лицензионных договоров и договоров франчайзинга. Если Вам необходим адвокат в сфере интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами, мы будем рады Вам помочь.