Смена и увольнение директора

Пошаговая инструкция по смене директора

Случаи замены одного директора на другого достаточно распространены на практике. Это объясняется недовольством со стороны руководства квалификацией директора или, например, уходом директора в декретный отпуск. Какие бы ни были причины для смены директора, существует определенный порядок данной процедуры, который одинаков в любых случаях.

Смена директора – это компетенция Общего собрания или собственника имущества унитарного предприятия, иногда таким правом наделяется наблюдательный совет организации.

Процедуру смены директора можно разделить на несколько этапов, таких как: увольнение или отправление в отпуск директора, назначение нового, уведомление необходимых органов.

Рассмотрим каждый этап данного процесса подробнее.

Основания увольнения директора

Общими основаниями прекращения директором своих полномочий могут быть: самостоятельное снятие с себя полномочий, окончание срока действия контракта, декретный отпуск, любые другие основания, предусмотренные в Трудовом кодексе.

В ситуации, когда директор уходит с занимаемой должности в связи с не продлением контракта или по соглашению сторон, он направляет Общему собранию или учредителю, если таковой является единственным, заявление об увольнении.

Если причиной ухода послужило желание учредителей организации или иные основания, то общим собранием или учредителем принимается решение об увольнении директора, которое оформляется протоколом.

Дополнительными основаниями увольнения, присущими директору, является банкротство компании и решение собственника или иного уполномоченного лица.

Вне зависимости от оснований увольнения, компанией издается приказ об этом не позднее даты последнего рабочего дня директора.

Остановимся на более подробном рассмотрении второго дополнительного основания, которое закрепляется статьей 259 Трудового кодекса.

Увольнение директора по статье 259 ТК

Следует обратить внимание на такие факты в статье 259 ТК, как то, что решение об увольнение директора может быть принято собственником по любым причинам, в том числе и быть без всякой мотивации. Еще одним обстоятельством, предусмотренным данной статьей, является отсутствие каких-либо противоправных действий со стороны директора, так как в данном случае он может быть уволен по иным основаниям.

При увольнении работника по данной статье выплачивается денежная компенсация за досрочное расторжение трудового договора. Данная обязанность возложена на собственника имущества или учредителей.

Наниматель не обязан уведомлять директора о его увольнении по данной статье. Однако при расторжении трудового договора по инициативе директора, он обязан уведомить своего нанимателя за месяц. В противном случае руководителю придется выплатить денежную компенсацию организации, в которой он работал.

ПОДРОБНЕЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ ДИРЕКТОРА В НАШЕМ ВИДЕО

Инвентаризация и передача дел

Ранее законодательством Республики Беларусь предусматривалось проведение инвентаризации при смене директора компании, но с 1 января 2014 года Законом «О бухгалтерском учёте и отчетности» не предусмотрено обязательное проведение инвентаризации в случае смены руководителя организации. Однако следует отметить, что при увольнении руководителя проводится инвентаризация тех активов и обязательств, по которым он является материально ответственным лицом, а также если проведение инвентаризации предусмотрено иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Целесообразно также будет сосредоточить внимание на передаче печати и подготовке акта приема-передачи дел старого директора новому.

Выплата компенсаций и пособий при смене директора

Законодательством предусмотрены обязательные выплаты для всех работников, покидающих свою должность, в том числе и директора. К такой выплате относится компенсация неиспользованного трудового отпуска работника. Если работник не отработал года, то денежная компенсация за трудовой отпуск выплачивается в размере, пропорциональном отработанному времени.

Выходные пособия выплачиваются при следующих обстоятельствах:

  1. При отказе директора от перевода в другую местность или от работы с измененными условиями труда;
  2. При отказе от работы из-за изменения собственника имущества или реорганизации;
  3. Ликвидации или сокращении штата;
  4. При наличии проблем со здоровьем, или отсутствии квалификации, что мешает продолжить работу;
  5. Воинского призыва;
  6. Восстановления предыдущего работника.

Получение выходного пособия возможно только при вышеперечисленных причинах увольнения. Основанием для его получения является приказ нанимателя об увольнении работника.

Все выплаты должны быть произведены не позднее даты увольнения.

Можно ли уволить директора и не назначить нового

Отсутствие директора в организации влечет приостановление ее деятельности, для недопущения такой ситуации вместе со снятием с должности старого директора должен быть назначен новый.

Общее собрание или собственник заключает с новым директором трудовой договор, определяет срок его полномочий и составляет его личное дело.

В ситуации, когда старый директор не уволен, а ушел в декрет, то новый директор назначается до выхода из отпуска по уходу за ребенком старого директора.

По итогу принятия решения о назначении нового директора и подписания с ним трудового договора – издается приказ.

Трудовой договор и приказ может быть подписан председателем общего собрания, другим его членом, который уполномочен это делать, членом наблюдательного совета, если это предусмотрено в уставе или собственником имущество в случае работы в унитарном предприятии.

Дата принятия нового директора не должна быть раньше даты увольнения предыдущего, так как двух директоров в организации быть не может.

Уведомление регистрирующего органа о смене директора

Регистрирующий орган должен быть уведомлен о смене директора в обязательном порядке. На это дается 10 рабочих дней с момента увольнения директора, а также предусмотрена специальная форма и порядок уведомления. Допускается уведомление регистрирующего органа в электронном формате с использованием портала ЕГР.

Данная норма не распространяется на банки, иные кредитные организации и страховые организации.

Уведомление других государственных органов о смене директора

Помимо уведомления регистрирующего органа уместным будет уведомить и другие государственные органы, которые могут быть в этом заинтересованы.

Конкретная обязанность нанимателя осуществлять уведомление различных государственных органов не закреплена. К заинтересованным органам можно отнести налоговые органы, ФСЗН, органы статистики и Белгосстрах по месту постановки на учет плательщика.

К уведомлению прилагают копии приказа о назначении нового директора, решения общего собрания о назначении нового директора, контракта, заключенного с новым директором, уведомления регистрирующего органа.

Законодательством также не установлена обязанность уведомлять о смене руководства своих контрагентов. Однако в некоторых договорах с контрагентами может содержаться такая обязанность. В таком случае следует письменно уведомить контрагентов о назначении нового руководителя.

После вступления в должность вновь назначенный директор должен обратиться в обслуживающий банк с целью изменения карточки с образцами подписей.