Изменения в законодательстве по вопросам вынужденной миграции

В целях оптимизации процедур предоставления убежища и статуса беженца 25 июля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам вынужденной миграции».

Данным Законом вводится единая процедура приема и рассмотрения ходатайств о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты и убежища в Республике Беларусь. Это нововведение позволит значительно сократить срок рассмотрения заявлений иностранцев, желающих воспользоваться защитой нашего государства.

Новый Закон сделает равным правовое положение иностранцев, получивших статус беженцев и тех, кто получил убежище в Республике Беларусь.

Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам вынужденной миграции» наделит новыми полномочиями органы пограничной службы. Так, органы пограничной службы будут иметь право принимать ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты и убежища в Республике Беларусь.

Еще одним нововведением станет то, что с 1 июля 2017 года гостиницы, санаторно-курортные и оздоровительные организации, субъекты агроэкотуризма, юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по сдаче в наем (поднаем) жилые помещения, обязаны будут информировать органы внутренних дел о заселившихся иностранцах в течение трех часов. Напомним, что на сегодняшний день на указанную обязанность отводятся сутки.

Проводя анализ принятых изменений, следует отметить то, что данные изменения направлены на детализацию миграционного законодательства с учетом практики его применения и требований международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Детализация административных процедур в области трудоустройства иностранцев

17 августа 2016 года вступило в силу Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь «О порядке выдачи разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства», которым утверждена Инструкция о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования.

Как и раньше использовать труд иностранцев, которые не являются постоянно проживающими в Республике Беларусь, в количестве более 10 человек, возможно на основании разрешения, которое выдается Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел, что детализировано новой редакций Инструкции. Также Инструкция устанавливает и раскрывает порядок внесения изменений в разрешение, однократного продления срока действия и аннулирования разрешения.

Напомним, что данное разрешение не требуется в случае привлечения иностранцев, являющихся высококвалифицированными работникам и привлекаемых в качестве руководителей коммерческих организаций, в создании которых они участвовали.

Кроме того, к Инструкции прилагаются обновленные образцы документов, которые участвуют в административных процедурах, касающихся трудоустройства иностранцев.

Проанализировав новую редакцию Инструкции можно сделать вывод о том, что в ней отражены изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (https://allfordmorisson.by/novosti/vstupleniya-v-silu-izmeneniya-i-dopolneniya-o-vneshnej-trudovoj-migraczii), существенно детализированы этапы проведения административных процедур, однако при этом Инструкция не вносит изменений в текущий порядок проведения административных процедур.

Реестр заложенного движимого имущества

С 1 сентября 2016 года начал работать реестр заложенного движимого имущества. Его введение предусмотрено указом № 539 «О реестре движимого имущества, обремененного залогом».

Нормами вышеназванного указа предусматривается создание реестра движимого имущества, обремененного залогом, в виде работающей в интернете информационной системы, в которой содержится информация о передаче движимого имущества в залог.

Оператором и владельцем реестра определено научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем», которое осуществляет как создание и программно-техническое сопровождение реестра, так и оказывает услуги по предоставлению информации, ее внесению, изменению и исключению.

В систему вносится информация об обременении залогом любого имущества, которое в соответствии с законодательством может быть предметом залога. Данные о возникновении залога можно вносить самостоятельно через сайт на безвозмездной основе либо на возмездной основе путем обращения в письменной форме к оператору и владельцу реестра либо нотариусу. Согласие залогодателя для этого не потребуется. По итогам внесения информации в реестр предмету залога присвоят регистрационный номер.

Вместе с тем указ не распространяется на отношения, регулируемые бюджетным, налоговым и таможенным законодательством, а также законодательством о ценных бумагах и об обременении залогом имущественных прав.

Доступ к реестру есть у всех, кто заинтересован в получении информации о том, что движимое имущество находится в залоге, а также для целей определения приоритета залогодержателя. Предоставление заинтересованному лицу информации из реестра осуществляется оператором и владельцем реестра путем предоставления выписки из реестра на возмездной основе. На безвозмездной основе информация предоставляется судам общей юрисдикции; налоговым органам; органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; органам прокуратуры; органам Комитета государственного контроля; Следственному комитету; Национальному банку; залогодержателям и нотариусам в отношении движимого имущества, информация о залоге которого внесена ими в реестр; судебным исполнителям; иным государственным органам в случаях, предусмотренных законодательством.

Действие указа распространяется на отношения залога, возникшие как до его вступления в силу, так существующие на дату его вступления в силу. Залогодержатели по таким отношениям обязаны до 1 марта 2017 года внести данные в реестр.

Изменения в законодательстве о принудительном исполнении

13 мая 2017 года вступает в силу Закон «О судебных исполнителях», а 16 мая 2017 г. – Закон «Об исполнительном производстве».

В данных законах раскрыты основные термины, сфера деятельности, задачи, принципы работы исполнительного производства, полномочия судебных исполнителей, отражен перечень исполнительных документов и предъявляемых к ним требований.

К основным новеллам законодательства можно отнести:

1. Сторонам исполнительного производства вменяется в обязанность предоставлять судебному исполнителю информацию о полном либо частичном исполнении исполнительного документа, об изменениях своего местонахождения (жительства), являться по вызову судебного исполнителя, если это требуется для процедуры принудительного исполнения, также должник обязан предоставлять сведения об имуществе и денежных средствах. Данное нововведение необходимо для того, чтобы избежать необоснованных жалоб на действия судебных исполнителей с целью затягивания процесса исполнения.

2. Право взыскателя предъявлять исполнительный документ по месту получения дохода должника.

3. Судебные исполнители наделяются полномочиями выносить:

– постановления, являющиеся исполнительными документами, которые могут предъявляться в банки и иные организации для принудительного исполнения;

– постановления о приводе и объявлении в розыск через органы внутренних дел;

– постановления о задержании и принудительной отбуксировке транспортного средства должника.

Также судебным исполнителям предоставлено право получать информацию, которая содержит банковскую и иную охраняемую законом тайну, с использованием информационных технологий.

4. За судом закреплены следующие полномочия в качестве исключительных мер в отношении должника:

– ограничение выезда из Республики Беларусь (в том числе и для руководителей юридического лица);

– ограничения права управления механическими транспортными средствами, моторными, маломерными судами;

– ограничения в посещении игорных заведений.

5. В Закон введено понятие экономической нецелесообразности реализации имущества. Судебный исполнитель будет обязан предложить взыскателю принять имущество в счет погашения задолженности без проведения процедуры его реализации, если затраты на оценку и реализацию такого имущества превышают его стоимость. В случае отказа взыскателя – с имущества снимается арест и на него обращение взыскания не производится.

6. Предусмотрено обязательное проведение независимой оценки при реализации определенных видов имущества, среди которого, например, недвижимость.

7. Предполагается реализация отдельных видов имущества с торгов (в том числе электронных).

8. Изменен единый порядок и очередность распределения денежных средств между взыскателями. В первую очередь средства будут пропорционально распределяться в отношении социально значимых взысканий (алиментные обязательства, расходы на содержание детей, затраченные государством).

9. Предусмотрена возможность использования электронного документооборота в исполнительном производстве, а также будет также создан банк данных исполнительных производств.

В целом, рассматриваемые изменения подразумевают внедрение информационных технологий в исполнительное производство, более детальную регламентацию деятельности как исполнительных органов, так и суда, исключение коррупции в работе судебных исполнителей, более прозрачную деятельность исполнительных органов, что приведет к эффективной работе судебных исполнителей и оперативному взысканию задолженности.