«АДМИНИСТРАТИВКА» ПО-НОВОМУ: ОБНОВЛЕННЫЙ КОАП НАЧАЛ СВОЕ ДЕЙСТВИЕ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ
Еще в июне 2020 года Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП, Кодекс) и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях в новой редакции были направлены на рассмотрение в Парламент. Существенных изменений было настолько много, что лишь 06.01.2021 принят Закон № 93-З «О введении в действие кодексов».
В настоящей статье мы рассмотрим ключевые изменения в КоАП и объясним, за что и в каком размере граждане и юридические лица будут нести ответственность.
Одно из главных новшеств нового КоАП – новая классификация административных правонарушений на:
- административные проступки;
- значительные административные правонарушения;
- грубые административные правонарушения.
Отнести те или иные правонарушения к определенной категории позволят санкции статей.
Так, к административным проступкам относятся правонарушения, предусматривающие в качестве ответственности наложение штрафа, исчисляемого в базовых величинах.
Под значительными административными правонарушениями понимаются нарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде конфискации, депортации или штрафа, исчисляемого в процентах, сумме ущерба или ином порядке.
На заметку. Штраф может выражаться также и в базовых величинах, однако они не могут быть менее: 10 БВ для физлиц, 25 БВ для ИП и 50 для юрлиц.
И, наконец, к грубым правонарушениям относятся иные правонарушения, в частности, за которые могут быть назначены общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также правонарушения, при повторном совершении которых наступает уголовная ответственность.
Что касается видов административных взысканий, то их перечень сузился, в частности исключеныпредупреждение и лишение специального права. Однако с «предупреждением» есть нюанс: фактически оно «перекочевало» из категории административных взысканий в категорию профилактических процедур. Это еще одно новшество обновленного Кодекса.
Отныне появилась новая глава, регулирующая процессуальные вопросы применения профилактических мер воздействия. К таковым относятся устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия.
Следует отметить, что предупреждение выносится в письменной форме (в отличие от устного замечания), а меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних (чему также посвящена отдельная глава в КоАП).
В целом изменения в Кодексе направлены на упрощение процедуры привлечения к административной ответственности, а также смягчению последствий совершенных правонарушений.
Например, лицо может быть освобождено от административной ответственности в случае совершения им проступка или значительного правонарушения путем вынесения ему письменного предупреждения.
Но следует иметь в виду, что в такой ситуации необходимо одновременное наличие следующих факторов:
- признание факта совершения правонарушения;
- согласие на освобождение от административной ответственности;
- вынесение предупреждения;
- отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;
- неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.
Как нами упоминалось ранее, виды административных взысканий претерпели ряд изменений. Так, в КоАП исключается такое понятие как исправительные работы и появляется новое: общественные работы. Отличия между ними существенные. Если исправительные работы назначались лицам, освобожденным от уголовной ответственности, с исполнением по основному месту работы на срок от 1 до 2 месяцев, то общественные работы представляют собой бесплатный труд в свободное от работы, службы или учебы время на срок от 8 до 60 часов и выполняются не более 4 часов в день.
На заметку. Общественные работы могут быть назначены судом только с согласия физического лица. Установлен также круг лиц, которым такой вид взыскания не назначается: лица, достигшие пенсионного возраста, лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, беременные женщины и лица, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, инвалиды I и II группы, иностранные граждане и не проживающие постоянно в Республике Беларусь лица без гражданства, лица, указанных в статье 4.5 Кодекса.
Законодатель также смягчил санкции в значительном ряде норм (порядка 230 статей), однако одновременно и ужесточил санкции за многие правонарушения (например, в сфере общественного порядка).
К примеру, согласно новой редакции Кодекса, за совершение действий, предусмотренных ст. 24.23 («бывшая» ст. 23.34) «Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия» предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 100 БВ, помимо этого могут быть назначены общественные работы или административный арест. Ранее наказание было не столь суровым и выражалось в предупреждении, наложении штрафа в размере до 30 БВ, либо административном аресте.
В данной статье мы рассмотрели лишь основные моменты изменений в КоАП, вместе с тем остается большой блок нераскрытых вопросов. В случае, если Вам нужна консультация по данной теме или у Вас остались вопросы, специалисты нашего бюро окажут консультацию на которой разъяснят толкование и порядок применения норм права.
Об изменения в Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях читайте в нашей следующей статье.
Как с нами связаться
В данной статье нами рассмотрена лишь часть изменений в административном законодательстве. В случае если у Вас возникли вопросы или Вам требуется консультация в данной области, наши адвокаты в Минске окажут необходимую помощь, доступно разъяснят нормы законодательства, а также порядок их применения. Связаться с нами можно по телефону +375293570355 или по email: info@allford.by.