Исполнительное производство в Беларуси
Что такое исполнительное производство
Определение исполнительного производства дано в Законе «Об исполнительном производстве». Так, исполнительным производством признается применение при исполнении исполнительного документа сотрудниками ОПИ судебных постановлений и иных исполнительных документов, по основаниям и в порядке, установленным законодательством мер, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов взыскателя, соблюдение и охрану интересов государства.
Полномочия судебных исполнителей в исполнительном производстве
Полномочия судебных исполнителей при исполнении исполнительных документов установлены Законом « О судебных исполнителях».
Поскольку полномочия судебных исполнителей являются обширными, перечислим лишь некоторые из них. И так, судебный исполнитель вправе:
- обращаться с требованием о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа;
- вызывать должника, его представителей, в том числе юр лиц, для дачи объяснений, представления документов;
- производить замену стороны исполнительного производства;
- проверять у сторон документы, удостоверяющие их личность;
- привлекать переводчика, понятых, специалиста и иных лиц для оказания содействия в принудительном исполнении;
- получать сведения, составляющие нотариальную тайну, а также содержащие такие сведения документы;
- принимать меры по обеспечению исполнения исполнительных документов;
- налагать арест на денежные средства, имущество, принадлежащие должнику;
- объявлять розыск должника через ОВД;
- запрещать должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению;
- устанавливать стоимость арестованного имущества;
- выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан и юр. лиц;
- выносить постановления о приводе должника;
- входить на земельный участок, в жилое, нежилое помещение должника, в том числе принудительно вскрывать такие помещения;
- производить осмотр и обследование территорий, мебели, сейфов, других возможных мест хранения имущества;
- иные полномочия.
Зачем нужен юрист в исполнительном производстве
Судебные постановления, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению на всей территории Республики Беларусь.
Необходимо понимать, что выиграть дело, получить исполнительный листа, еще не является его исполнением. Для этого необходимо фактическое исполнение судебного постановления.
Стадия исполнения судебных постановлений является самой длительной стадией, и может длиться не только годами, но и не закончится никогда.
В производстве каждого судебного исполнителя находится не одна сотня исполнительных производств. В связи с этим процесс исполнительного производства необходимо контролировать.
Именно для получения эффективного и более оперативного результата в исполнительном производстве необходимо привлекать юристов, которые помогут решить вопросы, возникающие при:
- возбуждении исполнительного производства;
- взыскании задолженности по исполнительному листу;
- обжаловании действий и бездействий судебных исполнителей;
- наложении ареста на имущество должника;
- освобождении имущества из-под ареста;
Юрист возьмет на себя:
- консультацию, связанную с исполнительным производством;
- оценку действий (бездействия) судебных исполнителей;
- подготовку необходимых документов для своевременного исполнения судебных постановлений;
- представление интересов, в том числе юр.лица, в исполнительном производстве;
- информирование клиента о ходе исполнительного производства;
- контроль над ходом всего исполнительного производства;
- взыскание ущерба, причиненного действиями судебных исполнителей;
- решение вопроса о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
- иные вопросы.
Исполнительные документы
Перечень документов, которые подлежат исполнению, установлен ст. 10 Закона «Об исполнительном производстве». К ним относятся:
- исполнительные листы и судебные приказы, выданные судами;
- определения суда о судебном приказе;
- определения суда об обеспечении иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению;
- постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
- постановления судебного исполнителя в случаях, установленных законодательством;
- исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;
- исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности);
- постановления прокуроров о выселении в административном порядке;
- удостоверения комиссий по трудовым спорам;
- иные акты.
Обжалование действий судебных исполнителей
Постановления, а также действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя ОПИ могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства и иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа – руководителю ОПИ, вышестоящему руководителю ОПИ, а в случае несогласия с их решением – в суд.
Жалобы подаются в письменной форме, и должны содержать в себе:
- наименование ОПИ, в который подается жалоба;
- должность, ФИО судебного исполнителя, руководителя, чьи действия или постановления обжалуются;
- ФИО, в том числе ИП, его место жительства, место нахождения юр. лица, гос. органа, подающего жалобу;
- наименование документа;
- номер исполнительного производства, по которому подается жалоба, дата его возбуждения;
- наименование суда или иного уполномоченного органа, выдавшего исполнительный документ;
- сущность жалобы и обстоятельства, на которых основана жалоба;
- требования лица, которое подало жалобу;
- перечень прилагаемых документов;
- дата подачи жалобы (протеста);
- иная информация.
К жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие направление копии жалобы сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю и др.; копии обжалуемых постановлений.
Жалобы подаются в течение 10 дней.
Руководитель ОПИ, на чье имя подана жалоба, может оставить ее без рассмотрения, если:
- пропущен срок и отсутствует ходатайство о восстановлении пропущенного срока, либо в удовлетворении такого ходатайства отказано;
- не соблюдены форма и содержание жалобы;
- жалоба на то же постановление уже рассматривалось ранее в суде и по ней вынесено судебное постановление;
- иным обстоятельствам.
Жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя ОПИ, должны быть рассмотрены соответствующим руководителем ОПИ в течение 10 дней со дня их поступления. В случае истребования дополнительных документов срок рассмотрения жалобы приостанавливается до предоставления запрошенных документов.
По результатам рассмотрения жалобы могут быть приняты следующие решения:
- жалоба может быть признана обоснованной полностью или частично;
- в удовлетворении жалобы может быть отказано.
В случае несогласия с постановлением, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы, оно может быть обжаловано в суд.
Как с нами связаться
Наши юристы имеют большой опыт сопровождения исполнительного производства вот уже более 15 (пятнадцати) лет. В случае, если Вам необходимо сопровождение исполнительного производства, добро пожаловать в нашу компанию! Мы проконсультируем Вас по всем вопросам, связанным с исполнительным производством в Беларуси, а также подготовим все необходимые документы.
Связаться с нами можно по телефону +375293570355 или по email: info@allford.by.